Материалы занятий

Занятие 1 "Метапредметные умения, формируемые через чтение" (презентация)
О значимости чтения (выступление И.В. Саутиной на открытии года литературы 12.02.2015 в ДК "Нефтехимик" г. Салавата)
Я начну свое выступление с «перлов» из итоговых сочинений салаватских выпускников нынешнего года. Один из них рассказал о своих впечатлениях о произведении «Тарас и Бульба». Этот пример свидетельствует о том, что ученик не читал повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба». «Из всех семи добровольцев вернулся один и тот не целиком», - второй пример говорит о том, что ученик и не научен читать. У Гоголя в поэме «Мертвые души» есть герой грамотный лакей Петрушка, который удивлялся, что «вот-де, из букв вечно выходит какое-нибудь слово». Так и современный школьник зачастую читает, не понимая смысла написанного.
Проблема снижения интереса к чтению остро стоит перед обществом и в России, и во всем мире. Ведь ее следствием становится эмоциональное обнищание, бездуховность и даже техногенные катастрофы. Объявление 2015 года годом литературы в России – один из способов привлечь внимание к проблеме.
Как учителю литературы, мне очень важно понять, в чем причины снижения интереса к чтению у детей.
Во-первых, ритм чтения не совпадает с ритмом течения нашей жизни. Сегодня людям просто некогда читать. Время захватывают телевидение, Интернет, социальные сети, компьютерные игры, которые, увы, не развивают у детей способности к длительной концентрации внимания. А ведь есть мнение, что тот, кто читает книги, всегда будет управлять теми, кто смотрит телевизор.
Во-вторых, чтение художественной литературы - бескорыстное познание прекрасного. Духовность, приобретаемая из книг, особенно из произведений классической литературы, нематериальна, и оценить ее реальную значимость для себя лично ребенок не может. Продемонстрировать обратное могли бы родители, причем не словами о том, сколько они сами читали в детстве, но действиями – совместным, семейным чтением хорошей, качественной литературы. К сожалению, и об этом говорят исследования, такой пример родители подают редко.
В-третьих, не приученный к чтению читатель хоть подсознательно и чувствует интерес к новым знаниям, но не обращается за ответом к книге, потому что не уверен, в какой мере она может его удовлетворить. Лишь постепенно, в опыте чтения, появляется интерес к книге, и читатель учится ценить таящиеся в ней богатые возможности.
Но что делать, чтобы побудить читателя взять в руки книгу и прочитать ее? Сначала его нужно научить читать правильно.
Можно сравнить читателя с танцором: чтобы выразить идею танца, вызвать аплодисменты зрителей, получить радость от своей работы, ему нужно владеть техникой исполнения (как читателю техникой чтения) и нужно уметь слушать музыку (как и читателю уметь понимать текст). Научить мастерству чтения – одна из основных задач школьного образования. При этом каждый учитель может и должен стать учителем чтения, ведь навыки осмысленного чтения обязательно будут способствовать и повышению качества образования по любому предмету.
Базовые навыки техники чтения, которые в конце концов приведут к пониманию текста - это декодирование, беглость чтения, лексический запас. И для их развития есть особые методики.
Так, на уроках русского языка и литературы важное значение имеет работа со словарем художественного произведения. Ее суть – создать условия для вдумчивого чтения, когда ребёнок вникает в смысл каждого слова.  Ведь в большинстве случаев мы имеем дело с неискушенным читателем, поэтому значения многих слов воспринимаются им неверно или вообще не фиксируются сознанием. А «чтение требует знания слов и мира».
Базовые навыки чтения приводят к пониманию, что является необходимым условием полноценного общения читателя с художественным произведением и его автором - только на этой основе становится возможным размышление читателя, его эмоциональный отклик, собственная нравственная позиция по отношению к произведению, личностный духовный рост.
Чтобы ребенок испытывал потребность в чтении и понимал, как получать удовольствие от этого процесса, нужно зажечь его интересом. Сделать чтение его личным делом. Как говорил один великий педагог: «Ребенок – не сосуд, который нужно заполнить, а лампада, которую необходимо зажечь». Очень важно также ввести в круг чтения детей лучшие произведения художественной литературы, рассчитанной на сотворчество читателя. Нужно всем вместе: и родителям, и учителям, и детям – обращаться к книге как к источнику бесценных знаний, духовности и самому изысканному из интеллектуальных и эмоциональных удовольствий.
Но все же главное – захотеть это сделать, не опускать руки, если не получается сразу. Как говорил французский детский писатель Жан Клод МурлевА: «Мы читали вслух 6 лет, 2 месяца и 4 дня, чтобы разбудить этого храброго парня. Никто не знает, какие они – эти пробуждающие слова. Для всех они разные».
И еще. Ребенок воспитывается не в пустоте: он усваивает нравственные нормы общества. Таким обществом для него является семья, школа и окружение сверстников.
Если родители будут при любой возможности читать детям вслух и вместе с детьми умные книги, скорее всего читающих и, как следствие, умных детей станет больше.
Если во всех социальных институтах любыми методами рекламировать как образец стиль жизни читающего человека, скорее всего читающих детей станет больше.
Если начитанность делает мнение человека авторитетным, а знание произведений классической или современной литературы будет нормой общения, скорее всего читающих людей станет больше.
Во многих образовательных организациях нашего города накоплен собственный опыт того, как это можно сделать. Давайте делиться этим опытом, перенимать его - с тем, чтобы изменить существующее положение вещей. Ради нашего общего будущего. Как говорил педагог-гуманист Симон Соловейчик: «Когда я вижу ребенка с книгой, я спокоен за него. Когда я часто вижу ребенка с книгой, я спокоен за его будущее».

Комментариев нет:

Отправить комментарий