Олимпиадные задания

Олимпиадные задания по фонетике
1. Сколько гласных букв А и звуков [а] в данном тексте?


                 Кавказ передо мною. Один в вышине

                 Стою над снегами у края стремнины;

                 Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

                 Царит неподвижно со мной наравне.

                 Отселе я вижу потоков рожденье

                 И первое грозных обвалов движение.

2. Найдите разные звуки, обозначенные одинаковыми буквами в каждой паре слов.

Город – снег; нести-сжать; сапог –легкий; ложь – жюри.

    Найдите одинаковые звуки, обозначенные разными буквами в каждой паре слов

Снять – порог; фикус – бровь; цирк – раздеваться; гвоздь – снег; щека – счастье.

3. Укажите, какими буквами и буквосочетаниями могут быть обозначены на письме звуки [а], [о], [э].

4. Прочитайте заимствованные слова с твердыми и мягкими согласными перед буквой  Е. Укажите эти звуки.

 Барт[…]ер, коф[…]е, т[…]ермин,  юриспруд[…]енция, лаз[…]ер, д[…]те[…]ктив, компьют[…]ер, инт[…]рвью, Од[…]сса.

5. Расставьте ударения в существительных, данных в форме родительного падежа множественного числа.

Областей, местностей, плоскостей, шарфов, отраслей, простыней, досок, тортов, ведомостей, мощностей, сирот, профессоров.

Лог, счет, шей, ожег, лось, люк, шел, лей, лед, лен. 6. Какие слова получатся, если прочесть данные слова от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы?

7. Расставьте ударение  в словах.

Мельком, иконопись, с гренками, намерение, приданое, упрочение, сколькими, обеспечение, принявший, ракурс, одновременно, феномен, созвонимся, металлургия, казаки, договор, творог, танцовщик, баловать.

8.Определите, сколько звуков и букв в словах.

 Чувство, ещё, сейчас, праздник, проститься

9) Известно, что русское ударение имеет несколько функций. Прочитайте пары слов, в которых выделенные буквы указывают на ударный звук.

1) мУзыка – музЫка, 2) твОрог – творОг, 3) шЁлковый – шелкОвый, 4) зАмок – замОк, 5) кОмпас – компАс, 6) вОлос – волОс, 7) бАгрить – багрИть, 8) пиццЕрия – пиццерИя, 9) оптОвый – Оптовый, 10) хОдите – ходИте.

Распределите пары слов по группам в соответствии с функцией ударения в каждой паре:

1 Ударение различает слова (смыслоразличительная функция).
2 Ударение различает некоторые грамматические формы одного слова.
3 Ударение различает общеупотребительный и профессиональный варианты произношения слова.
4 Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова.
5 Ударение различает литературный и народнопоэтический варианты слова.
6 Ударение не выполняет различительной функции (слова-дублеты, когда разница в месте ударения не значима). Представлены варианты нормы

7 В одном из слов ударение просторечное (отражает неграмотную разговорную речь)

Комментариев нет:

Отправить комментарий